Смешанное обучение: обзор моделей
Почему смешанное обучение приобретает особую актуальность?
Требования к образовательным результатам, сформулированные во ФГОС общего образования, ориентируют педагога на использование инструментария, адекватного уровню развития современных технологий представления, обработки и передачи информации и, что не менее важно, потребностям школьников нового тысячелетия.
Очевидно, что инструментальную основу образовательного процесса в современной школе должны составлять средства и сервисы ИКТ и, прежде всего, сетевые технологии. Организуя деятельность обучающихся с использованием средств и сервисов ИКТ, педагог должен помочь школьникам инициировать желание познавать окружающий мир с помощью уникального образовательного потенциала сети Интернет и сделать это желание естественной потребностью, переосмыслить роль и значение цифровых гаджетов и дать почувствовать им удовлетворение от возможности учиться всегда и везде с помощью тех высокотехнологических средств, которыми они владеют.
Поэтому сегодня активно обсуждается проблема внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах.
Очевидно, что инструментальную основу образовательного процесса в современной школе должны составлять средства и сервисы ИКТ и, прежде всего, сетевые технологии. Организуя деятельность обучающихся с использованием средств и сервисов ИКТ, педагог должен помочь школьникам инициировать желание познавать окружающий мир с помощью уникального образовательного потенциала сети Интернет и сделать это желание естественной потребностью, переосмыслить роль и значение цифровых гаджетов и дать почувствовать им удовлетворение от возможности учиться всегда и везде с помощью тех высокотехнологических средств, которыми они владеют.
Поэтому сегодня активно обсуждается проблема внедрения различных моделей смешанного обучения в российских школах.
Для справки
Смешанное обучение – это система построения учебного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным.
Смешанное обучение – это система построения учебного процесса, основной отличительной особенностью которой является сочетание элементов традиционного обучения с электронным.
Краткая характеристика самых распространенных моделей…
“Перевернутое обучение”
Пожалуй, эта модель - одна из наиболее простых в организационно-техническом плане, поскольку для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерами учебного кабинета.
Модель априори ориентирована на использование ресурсов сети Интернет при выполнении домашней работы: обучающимся предлагается самостоятельно (в качестве домашнего задания) освоить некий теоретический материал, а в учебной аудитории они включаются в активное обсуждение проблем учебной темы, уточняя ключевые вопросы; организуется практическая работа по отработке навыков применения изучаемого материала, т.е. классная и домашняя работы “меняются местами”.
|
О домашней работе. Таким образом, формальное объяснение нового материала учителем как обязательный элемент урока «отмирает», заменяется просмотром видео, анализом различных информационных ресурсов и т.п. и составляет суть домашней работы. Такая домашняя работа должна обеспечивать содержательную подготовку обучающегося к последующей работе в учебной аудитории.
В каком же виде должна быть представлена теория в домашнем задании? Оптимально - в форме небольших видеороликов. Это может быть скринкаст на основе презентации, озвученный учителем, может быть фрагмент учебного фильма, отобранный учителем для данного конкретного урока и т.п. Отбор видеоматериалов и других (например, справочно-информационных) ресурсов, их адаптация осуществляется преподавателем исходя из образовательных целей, что, соответственно, требует определенного уровня ИКТ-компетентности и методического мастерства педагога.
Но мало представить только теорию... Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Поэтому крайне важным является набор практических заданий, который выполняет школьник после погружения в теоретический материал и инструменты самоконтроля.
Ученик приходит в класс... Прежде всего, учитель должен знать, какие проблемы возникли у школьников, чтобы осуществить корректирующие действия на уроке. И очень важно выбрать форму обратной связи: фронтальная беседа, контрольный тест, небольшая самостоятельная работа и т.п. Тогда у педагога появятся объективные данные, с помощью которых можно выстроить урок дифференцированно, подобрав ученикам задания в соответствии с их уровнем подготовки.
Освобождается время для обсуждения более сложных вопросов, поисковой, исследовательской, творческой деятельности, коллективного взаимодействия. И именно эти формы работы оказываются эффективными для получения не только предметных, но и метапредметных результатов.
Выводы. Конечно, идея «перевернутого обучения» оказалась просто революционной в плане:
- оптимизации временных ресурсов (пожалуй, один из ключевых аспектов в условиях сокращения учебных часов!);
- использования дидактического потенциала сети Интернет;
- мотивации обучающихся, включения в активную познавательную деятельность и повышения их ответственности за образовательные результаты.
Из опыта работы:
- Пономарева Е.А. Видеозапись вебинара “Перевернутый класс: опыт “переворота” 16.03.2017 на портале “Образовательная галактика Intel”– [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://youtu.be/Xt6lP_Uq0qc
(дата обращения: 13.08.2017).
- Пономарева Е.А. “Перевернутый класс”. Материалы курса химии, 10 класс, базовый уровень для реализации модели “перевернутого обучения”.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/chemistryflipped/ (дата обращения: 13.08.2017).
- Брыксина О.Ф. Где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? Пост с портала “Образовательная галактика Intel”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1fW--2Yzq9nGh_dKPuq2gKUX0CJ0nSX3TVEBIoFdwzII/edit?usp=sharing (дата обращения: 13.08.2017).
“Смена рабочих зон”
Не менее высокий профессиональный интерес представляет организационная модель «смена рабочих зон» (модель ротации). Это модель чередования деятельности для групп обучающихся в рамках одного урока, что особенно эффективно при организации лабораторных и практических работ.
Например, часть класса проводит опыты в ходе лабораторной работы, обобщая полученные результаты, другая группа в это время работает с компьютерной моделью, прогнозируя результаты эксперимента; потом группы меняются местами.
|
В заключении каждая группа представляет свои выводы, соотнося результаты компьютерного и натурного эксперимента. Возможно, что зонирование рабочих мест будет связано с теоретическим исследованием проблемы, выполнением практических или тестовых заданий, работой с электронными образовательными ресурсами, созданием информационных продуктов (например, с помощью сервисов Web 2.0) и т.п.
Особенности планирования и проведения урока на основе модели «смены рабочих зон». Во-первых, увеличение числа рабочих зон не должно быть самоцелью. Количество рабочих зон определяется, с одной стороны, содержательными и методическим аспектами изучаемой темы (сложностью учебного материала, спецификой осваиваемых навыков, рекомендуемых для этого видов деятельности и т.п.). С другой стороны, на выбор числа рабочих зон влияют такие формальные параметры как количество обучающихся и длительность урока. В каждой рабочей зоне должны быть созданы условия для включения в активную познавательную деятельность каждого обучающегося. При этом, временной интервал, отводимый на выполнение задания в зоне, должен быть рассчитан исходя из принципа «необходимости и достаточности» для того, чтобы запланированная в зоне деятельность привела обучающихся к качественному образовательному результату.
Во-вторых, целостность восприятия учебного материала и его связь с осваиваемыми способами деятельности, во многом, зависит от предварительной подготовки обучающихся к такого рода деятельности, связанной с ротацией рабочих зон. Обучающиеся должны понимать не только цели и задачи деятельности в конкретной зоне, но и осознавать тот вклад, который вносит тот или иной вид деятельности в достижение цели всего урока. Деятельность обучающихся в рабочих зонах можно сравнить с кусочками (элементами) пазла, сложив который (пройдя все рабочие зоны), обучающийся получает целостную картину.
В-третьих, переход к модели «смены рабочих зон» потребует от учителя методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся, подготовки инструктивно справочных материалов, ориентированных, прежде всего, на рефлексию, связанную с анализом результатов деятельности в процессе ее осуществления и после ее завершения, как на отдельном этапе, так и после завершения прохождения запланированных рабочих зон.
В-четвертых, внедрение модели «смены рабочих зон» качественно меняет функции педагога, переводя его из позиции основного источника и транслятора знаний в менеджера образовательного процесса. Его основная задача на уроке – управление процессом познания, получения навыков, освоения опыта, координация деятельности обучающихся.
Из опыта работы:
- Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон". Видеозапись урока окружающего мира в ГБОУ СОШ №26 (г. Москва) (Проект НП "Телешкола") – [Электронный ресурс] – Режим доступа:Модель смешанного обучения "Смена рабочих зон"
(дата обращения: 13.08.2017).
- Смешанное обучение (из опыта гимназии №1576 г.о. Москва). – [Электронный ресурс] – Режим доступа:Смешанное обучение (Blended learning)
(дата обращения: 13.08.2017).
- Проект учителя химии МБОУ лицея №1 Нечитайловой Е.В. (г. Цимлянск Ростовской области) "Организация практикума по химии в средней школе на основе модели технологии смешанного обучения «Ротация станций»" – [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://sites.google.com/site/sistemamonitoringa55/home (дата обращения: 13.08.2017).
“Автономная группа”
Модель «автономная группа» позволяет выделить группу (группы) обучающихся с особыми познавательными потребностями и организовать их деятельность, как в классе, так и во время консультаций (очных и дистанционных), во время самообучения.
Как и зачем формируются группы? Сначала рассмотрим организационно-содержательные принципы формирования автономных групп через призмуцелеполагания.
|
Это может быть объединение школьников для
- организации групповой работы на уроке (в частности, это может быть дифференцированное обучение);
- организации учебного исследования или совместной проектной деятельности ;
- подготовки к итоговой государственной аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), предметным олимпиадам и др.
При этом группа может быть организована из:
- обучающихся в одном классе;
- обучающихся в разных классах одной параллели;
- обучающихся в классах разных параллелей;
- обучающихся в разных школах.
В частности, в рамках классно-урочной системы модель «смена рабочих зон» является удобной в случае, если
- изучение темы предполагает разные виды деятельности в рамках одного урока, включая использование электронных образовательных ресурсов;
- специфика контингента обучающихся требует дифференцированного подхода;
- одной из дидактических целей урока поставлена задача формирования навыков командного взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС и т.п.
Механизм реализации модели “автономная группа” в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности принципиально отличается тем, что такой вид деятельности априори ориентирован на формирование навыков работы в команде и создание коллективных информационных продуктов.
Что можно сказать о роли обучающихся? Очевидно, что в процессе реализации они становятся активными субъектами образовательного процесса. И, более того, они могут влиять на формирование образовательного контента.Так, например, продуктом деятельности автономной группы может быть сайт с учебно-методическими материалами для подготовки к ЕГЭ или к участию в предметных олимпиадах.
Какие проблемы могут возникнуть при внедрении модели “автономная группа”?
Наиболее острыми видятся следующие проблемы:
- наличие материально-технических ресурсов и выхода в сеть Интернет;
- формирование электронного образовательного контента (поиск и создание валидных электронных образовательных ресурсов);
- решение управленческих задач (выбор инструментов для планирования и управления совместной деятельностью и средств дистанционного сопровождения: социальные сети, мессенджеры, блоги и т.п.);
- трудоемкость модерации сетевого взаимодействия;
- решение организационно-методических задач: обеспечение синхронного продвижения участников автономной группы, учет индивидуальных образовательных потребностей участников автономной группы и др.
Из опыта работы:
- Персональный сайт учителя химии МБОУ лицей №1 г. Цимлянск Ростовской области Е.В. Нечитайловой – [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://nechit-elena.wixsite.com/didactice/--c1l2a (дата обращения: 13.08.2017).
- Е.В. Нечитайлова. Технология смешанного обучения на уроках химии в средней школе. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: licej1.tsiml-obr.ru/images/files/met_razrabotka.docx (дата обращения: 13.08.2017).
- Форум “Модель смешанного обучения “автономная группа”.– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/442092 (дата обращения: 13.08.2017).
“Индивидуальная траектория”
Как и когда осуществляется переход к модели “индивидуальная траектория”? Один из предполагаемых ответов на этот вопрос, конечно, будет для вас очевиден. Практически в каждом классе найдется ученик/ученики с индивидуальными образовательными потребностями: это могут быть и “продвинутые” школьники и школьники, нуждающиеся в коррекции познавательной сферы.
|
Второй вариант менее очевиден, но практический опыт показывает, что многие ученики, работая в рамках модели “автономная группа” и “смена рабочих зон”, занимают достаточно активную позицию субъекта образовательного процесса, активно вступают в диалог с учителем в процессе самообразования, выполняют дополнительные задания, корректируя свою образовательную траекторию, тем самым делая ее индивидуальной.
Модель может быть реализована как в классно-урочной системе, так и во внеурочной деятельности, при подготовке к итоговой аттестации, предметным олимпиадам и т.п.
В чем заключается основная функция педагога? Очевидно, что внедрение этой модели качественно меняет функции педагога, переводя его из позиции основного источника и транслятора знаний в менеджера образовательного процесса. Его основная задача – управление процессом познания, получения навыков, освоения опыта, координация деятельности обучающихся.
И чаще всего применение этой модели выходит за рамки отдельного урока, требует дистанционного сопровождения в формате консультаций, совместной работы обучающегося с учителем. И тогда становятся просто незаменимыми технологии удаленной коммуникации. Сегодня в распоряжении учителя огромный выбор средств сетевого взаимодействия. В качестве таковых могут использоваться: электронная почта, блоги, форумы, мессенджеры, социальные сети (отличительной особенностью которых является многофункциональность) и проч. Каждый из способов связи имеет свои преимущества и недостатки, поэтому в арсенале учителя должен быть выбор средств коммуникации, обеспечивающих синхронное/асинхронное приватное/публичное общение (в зависимости от решаемой задачи).
Основные преимущества модели:
- обучаемый самостоятельно работает с учебным материалом, предоставляемым ему педагогом;
- содержание и процесс освоения учебного материала адаптируются к индивидуальным возможностям и потребностям обучаемых;
- управление процессом обучения происходит в режиме обратной связи с установлением исходных, промежуточных и итоговых образовательных достижений (результатов) обучающегося для ориентации его на достижение образовательных целей;
- взаимодействие между преподавателем и обучающимся строится на паритетной основе.
Из опыта работы:
- Климинская С.Л. Индивидуальная образовательная траектория какспособ повышения эффективности обучения иностранным языкам. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/34PVN414.pdf (дата обращения: 13.08.201
- Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000349304/24/image/24-121.pdf (дата обращения: 13.08.201
- – [Электронный ресурс] – Режим доступа: (дата обращения: 13.08.201
Комментариев нет:
Отправить комментарий